Сергей Толкачев, профессор кафедры экономической теории Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, высказывает мнение, что повышение прогноза роста экономики с 2,3% до 2,8% носит, скорее, технический, нежели содержательный характер:
— За счет манипуляций с дефлятором ВВП можно растянуть прогнозные оценки роста и в более широком диапазоне. Минэкономразвития просто пересмотрело в своих макроэкономических моделях ряд параметров, стабилизированных в последние 3-4 месяца. Это, конечно, инфляция, сохраняющаяся вокруг 7%-ной отметки в годовом выражении, в отличие от 10%-ной отметки в ноябре-декабре 2023 года, когда составлялся первоначальный прогноз.
Эксперт отмечает, что стабилизация курса доллара тоже благоприятно повлияла на прогноз:
— Ушли опасения по поводу доходов госбюджета, в первом квартале они показали уверенную динамику, так что отпали сомнения в выполнении расходных обязательств государства, которые являются сейчас основным драйвером роста.
По мнению эксперта, экономика продолжает расти на бюджетных вливаниях и индуцированных инвестициях частного сектора:
— За январь-февраль 2024 года обрабатывающая промышленность выросла более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Госзаказ тянет по цепочке машиностроительный сектор, а тот предъявляет спрос на работников, которых не хватает из-за структурной несбалансированности рынка труда, что вызывает рост зарплат.
Сергей Толкачев подчеркивает, что рост реальных доходов населения создает спрос на потребительские товары и услуги:
— Механизм роста в целом ограничен из-за высоких кредитных ставок и недостаточно развитого финансового рынка. Это мешает предприятиям внедрять обновления основных фондов и повышать производительность труда в большом масштабе по трудосберегающей траектории. В результате механизм роста не может самостоятельно поддерживаться. Поэтому, выход на прорывные темпы роста не менее 5% в длительном периоде, что означало бы качественное преобразование экономики, пока невозможен.